Ни у одного народа ни в древности, ни в более позднее время не было такого разрыва между покроем одежды и умением ее носить. Покрой греческой одежды необычайно прост – это четырехугольный кусок материи, который каждый человек драпировал сам, вид одежды задавал человек. Расположение и форма складок диктовались основной архитектурной формой того времени – колоннадой. Искусство одевания входило в обязательный курс обучения молодежи имущих классов.
Самой распространенной одеждой как мужчин, так и женщин был хитон – род рубашки различной длины и ширины, по-разному подпоясанной. Мужчины чаще носили короткий хитон, который скреплялся на одном плече. Женщины – длинный, скрепленный либо только на плечах, часто с отворотом, образующим пелерину (такой хитон получил название дорического), либо по всей руке, т.ч. создавалось подобие рукавов (такой хитон называется ионическим). Верхней одеждой служил гиматий – кусок ткани, в углы которой зашивался груз, чтобы складки лежали тверже и оттягивали ткань вниз. Мужчины нередко обходились одним гиматием.
Фото.Покрой греческой одежды необычайно прост – это четырехугольный кусок материи, который каждый человек драпировал сам.
Фото.Прямоугольный силуэт византийского костюма (мужского и женского) построен на прямых вертикальных линиях, которые придают костюму монументальность.
I в. Византия. Раннехристианская эпоха
В 400 г. Римская империя разделилась на Западную и Восточную, которая и стала называться Византией.
Византия унаследовала от Рима государственные формы и бюрократический аппарат, однако господствующей религией стало христианство. В искусстве Византии объединились влияние античности, восточные традиции и новая христианская тематика. Находясь под влиянием христианской религии, византийское искусство противопоставляло мир материальный миру духовному. Чувственная природа человека объявлялась греховной, а красотой считалась добродетель во славу бога. Новое представление о красоте, использование жестких драгоценных тканей обусловили появление новых форм одежды, в которых господствующей становится "футляр", делающий тело как бы бесплотным. Покрой костюма задавал манеру поведения человека, а весь его вид служил целью подчеркнуть «пропасть» между общественными классами. Эта форма костюма, впервые появившаяся в Риме, в Византии становится основной и получает свое дальнейшее развитие. Прямоугольный силуэт византийского костюма (мужского и женского) построен на прямых вертикальных линиях, которые придают костюму монументальность и подчеркиваются декоративными горизонтальными линиями отделки и особенно воротником - оплечьем. Головной убор увеличивает размер головы человека.
Византийский костюм оказал большое влияние на костюм средневековой Европы и особенно Древней Руси, с которой был развит культурный и торговый обмен.
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Варварские государства, возникшие на развалинах рабовладельческой Римской империи, характеризовались феодальными социально-экономическими отношениями и культурой, сформировавшейся в сфере христианства. Искусство, с одной стороны, пропагандировало идеи христианства и аскетизма, с другой - показывало внутреннего мира человека. Именно вторая сторона подготовила необыкновенный взлет культуры в эпоху Возрождения.
Под влиянием религии в эпоху средневековья эстетический идеалом становится аскет, отрекшийся от земных радостей. Однако не менее важными были идеалы рыцарства. Впервые в обществе мужественность начинает противопоставляться женственности, которая воспевается на рыцарских турнирах. Именно в жестокую и мрачную эпоху средневековья возникает культ «прекрасной дамы», оказавший огромное влияние на отношение к женщине всех последующих поколений. С этого периода мужская одежда резко противопоставляется женской и уже никогда в дальнейшем не приобретает единство формы.
Необходимость подчеркнуть различие мужской и женской красоты потребовала создания новых форм одежды: облегающих, подчеркивающих фигуру. Такая большая и важная реформа костюма осуществлялась на протяжении почти 400 лет.
Фото.В эпоху раннего средневековья костюм мало развивался, совершенствовались уже существующие формы.
V - XI в. Европа. Раннее Средневековье
В эпоху раннего средневековья костюм мало развивался, совершенствовались уже существующие формы. Мужской костюм состоял из короткой туники с рукавами, подпоясанной на талии, коротких штанов, чулок из ткани, кожаных башмаков и шерстяной накидки. На голову надевалась небольшая конусообразная шапка.
Основу женского костюма составляли две туники – нижняя, длинная, с длинными узкими рукавами и верхняя, часто более короткая, с короткими широкими рукавами. Украшением и мужского, и женского костюма служила вышивка по вороту и подолу. На голове женщины носили какой-нибудь убор: обруч, ленту, которые часто подвязывали под подбородком, волосы заплетали в косы или распускали локонами, покрывали тканью.
XII - XIII в. Эпоха крестовых походов
Первый этап реформы - эпоха крестовых походов. В это время в Европе преобладало немецкое влияние. Образ рыцаря воплощал идеалы нравственности и вежливости, устанавливал кодекс законов чести, создавал этикет и моду. Первые крестоносцы были одеты в кольчугу, которая представляла собою сетчатую тунику, снабженную капюшоном, прикрывавшим голову под шлемом. У кольчуги были рукава, застегивавшиеся у кисти руки, и вся она состояла из одного куска. Поверх нее надевался плащ, скреплявшийся на плечах. Ноги закрывались металлической кольчужной тканью.
В противовес рыцарям женщины в этот период старались подчеркнуть свои формы. Одежда стала изящнее и наряднее. Основное внимание уделялось покрою платья и сочетанию цветов, поэтому наряды не обременялись золотом и драгоценностями. Верхнее платье часто имело огромные проймы, отделанные мехом. Простой обруч с покрывалом, популярный раньше, сменился причудливыми головными уборами, полностью прячущими волосы.
Фото.Образ рыцаря воплощал идеалы нравственности и вежливости, а дамы старались подчеркнуть в костюме свою женственность.
Фото.Моду задает Франция, начинается период расцвета конструирования и моделирования.
XIV - начало XV в. Период готики
Второй этап - период готики, моду задает Франция. В это время в костюме проявляются две противоречивые тенденции: закрыть тело, как того требует христианская мораль, и подчеркнуть красоту форм, обтянув фигуру костюмом. В одежде начинается подлинное «господство ножниц», период расцвета конструирования и моделирования. Впервые появляется понятие «мода» в современном смысле - быстрая смена форм одежды в пределах общего художественного стиля.
Прежде всего, был реконструирован костюм рыцаря. Монолитность кольчуги ограничивала движения воина и была крайне неудобна, поэтому ее расчленили на отдельные части — латы, соединив их крючками и пряжками. Таким образом, были найдены формы плоских деталей, соответствующих объемам отдельных частей фигуры: спинки, переда, рукавов. На ткани эти отдельные части или детали кроя стали располагать с учетом ее пластических свойств.
Мужчины одевались в это время в трико, женщины в длинные юбки. Верхняя часть костюма шилась чрезвычайно узкой, затягивалась шнуровкой и плотно облегала талию, а юбка расширялась за счет клиньев. В воображении людей того времени понятие богатства и знатности тесно связывалось с представлением о шлейфе, который волнами ложится вокруг ног. Поэтому шлейфы обязательно носили при дворах, где они имели символическое значение. Общие пропорции костюма как бы вытягивали фигуру, она казалась не только более высокой, но и подчеркнуто гибкой. Верхняя одежда, которая раньше одевалась через голову, становится настолько узкой, что разрезается спереди и снабжается застежками. Самой популярной отделкой становится мех. Появляются новые предметы одежды: упланд – длинная и свободная верхняя одежда с рукавами, жакет – короткая, плотно прилегающая, верхняя одежда с рукавами, пурпуан – короткая обтяжная куртка с застежкой. Особое значение придается головным уборам: женщины носят высокие причудливые головные уборы с ниспадающим покрывалом, полностью закрывающие волосы, а мужчины капюшоны, шляпы и береты.
XV в. Бургундия. Период поздней готики
Третий этап реформы костюма - период поздней готики, моду задает Бургундия. Это период изысканных форм, которые подчеркивали обособленность феодала: удлиненные одежды, волочившиеся по земле или узкие облегающие, сковывающие движение, свисающие рукава, длинные носки туфель, грандиозные головные уборы – все это явно подчеркивало полное пренебрежение к труду.
Мужской костюм этого периода состоял из короткой, плотно прилегающей подпоясанной куртки со стоячим воротником и надставленными полами. Рукава имели разную форму — колоколообразные, висячие, но чаще всего сильно суженные к кисти руки с пышным буфом у плеча. Кроме того рукава часто имели разрез, в который можно было продеть руку. В этом случае сами рукава играли чисто декоративную роль и спускались вдоль фигуры. Чулки-штаны кроили по форме ноги. Если нога была недостаточно стройной, то линии ее исправляли при помощи подкладок из пакли, подшиваемых к чулкам изнутри.
В женском костюме появляется характерный силуэт – животом вперед: линия талии верхнего платья (сюрко) переносится под грудь, юбка сзади удлиняется за счет шлейфа, а впереди укорачивается и как бы вздергивается. Чтобы подчеркнуть силуэт женщины подкладывали на живот небольшие простеганные подушки - босы. Остроугольное декольте отделывают шалевидным воротником и прикрывают кружевом, что зрительно удлиняет шею. Кроме того, для удлинения шеи женщины брили затылки, для удлинения овала лица — лбы и носили конусообразный головной убор с вуалью, высота которого достигала 70 см.