Эпоха Возрождения, или Ренессанс, была важнейшим этапом в истории мировой культуры, величайшим прогрессивным переворотом из всех пережитых до того времени человечеством. Она связана с появлением класса буржуазии и началом перехода от феодального общества к буржуазному. Уже в недрах феодализма в свободных городах объединялись и укрупнялись ремесленные цеха, небывалого размаха достигла торговля между странами, была открыта Америка, из которой в Европу вывозили золото и другие ценности. Формировалась светская культура, во многом освободившаяся от влияния церкви. Появился новый идеал человека, воспевающий не христианское смирение, а всестороннее развитие духовных и физических сил.
В разных странах исторические рамки эпохи Возрождения различны. Раньше всего новая культура сложилась в свободных городах Италии, здесь Ренессанс охватывает период с XIV до середины XVI века. Во Франции эпоха Возрождения относится к концу XV — началу XVI столетия. В Англии же этот период приходится на XVI — начало XVII столетия. Несмотря на неравномерность исторического развития, все страны Европы прошли через этот культурно-исторический период.
XIV - XV в. Италия. Раннее возрождение.
Италия сумела вопреки воздействию различных направлений моды сохранить свой собственный вкус в покрое одежды и сочетании красок, придать костюму простую и гармоничную форму в период раннего Возрождения. В особенности это относится к женской одежде. Поверх простого нижнего платья с длинными рукавами надевалась более элегантная симара – подпоясанная, светлая, украшенная богатым узором верхняя одежда с длинным шлейфом и свисающими с плеч декоративными рукавами.
Итальянская мужская одежда того времени была достаточно разнообразна. Модные узкие куртки часто имели разрезы на боках и шнуровались на груди. Часто такая куртка не имела рукавов и не сшивалась на боках, превращаясь в накидку. Ворот имел либо вырез, из-под которого виднелась рубашка, либо стоячий воротник, застегивающийся сзади. Отделывали костюм вышивкой или меховой опушкой. Верхней одеждой служил плащ, который обычно пристегивался к плечам. Нижняя часть фигуры была обтянута чулками-трико, сшитыми по ноге.
Фото.В период раннего Возрождения Италия сумела сохранить свой собственный вкус в покрое одежды и придать костюму простую и гармоничную форму.
Фото.Платье знатной женщины в эпоху Высокого Возрождения отчетливо разделяется на юбку и лиф. Юноши носили узкую короткую куртку поверх рубашки.
XIV - XV в. Италия. Высокое возрождение.
Платье знатной женщины в эпоху Высокого Возрождения отчетливо разделяется на юбку и лиф: юбка, собранная в складки пришивается к прямо отрезанному лифу, имеющему глубокий вырез и шнуровку впереди. На плечах к нему прикрепляются пышные рукава-буфы, из под которых видно нижнее платье. На голове часто носили маленькую шапочку, перевитую лентами.
Юноши, следовавшие "бургундским модам", носили узкую короткую куртку поверх рубашки, часто двухцветную. На узких рукавах делались разрезы, в которых виднелась рубашка. Часто рукава прикрепляли у плеча к куртке при помощи шнурков. Это нововведение давало возможность к одной и той же куртке надевать различные рукава. Длинные и свободные кафтаны носили только пожилые люди. Такие кафтаны, длиной до колен или до пола, имели длинные, висячие рукава в виде колокола и обычно опоясывались. Так как кафтаны часто имели глубокий квадратный вырез, то в моду вошли нагрудники из тончайшей дорогой белой ткани.
Надо сказать, что именно к этому времени относится появление двух важных усовершенствований в одежде. Во-первых, начинают шить разную обувь на левую и правую ногу, до этого она была одинаковой, а во-вторых, появляются первые вязальные машины для изготовления трикотажных шелковых чулок.
Начало XVI в. Центральная Европа. Реформация
В Германии период Возрождения связан с реформированием католической церкви Мартином Лютером. Освобождение от уз, существовавших столетиями, не могло не повлиять на образ жизни и нравы общества и, естественно, коснулось одежды. Реформация повлекла за собой коренной переворот в истории костюма.
Уже в конце XV века плотно прилегающая куртка и чулки были отвергнуты в принципе и преобразованы самым примитивным способом: штаны и куртку разрезали в узких местах. Сначала в прорези была видна нижняя рубашка, но затем стали подкладывать другую, преимущественно белую ткань. Но если в Италии ограничились этими основными разрезами, то в Германии разрезы вскоре распространились на все части одежды – разрезали даже башмаки и головные уборы. Большое влияние на костюм оказала форма ландскнехтов – наемных солдат. Характерными деталями мужской моды того времени стали разноцветные детали одежды, разрезанные в разных направлениях, штаны и чулки, отделенные друг от друга и широкий берет.
Женщины носили две юбки, падавшие вертикальными складками, надетые одна поверх другой, часто со шлейфом, лиф с расшитым корсажем, имевшим длинные рукава, украшенные буфами и разрезами. Волосы покрывали сетками, сплетенными из золотых нитей.
Фото.Реформация повлекла за собой коренной переворот в истории костюма. Большое влияние на костюм оказала форма ландскнехтов – наемных солдат.
Фото.Английская одежда всегда была добротная и удобная одежда, с массивными пропорциями и с преобладанием суконных тканей
XVI в. Англия. Возрождение
В XVI веке эпоха Возрождения начинается в Англии. Ее всегда отличала добротная и удобная одежда, массивность и квадратность в пропорциях, преобладание суконных тканей.
Костюм английских женщин в общих чертах был близок к общеевропейскому, однако только в Англии носили квадратный чепец-турэ и большие крылообразные рукава.
Для мужского костюма характерен образ широкоплечего мужчины в просторной, украшенной мехом верхней одежде с широкими вырезами для рук, одетой поверх куртки. Обычные штаны-чулки закрываются до колен широкими штанами.